на главную


КЛАССИЦИЗМ: НАПОЛЕОН КАК ЗЕРКАЛО РИМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Интересная все таки штука жизнь: иногда какое-нибудь понятие, казалось бы раз и навсегда усвоенные, вдруг преображается в свете новых фактов. Вот учили же нас всех в свое время, что "французская революция рядилась в античные тоги" (К.Маркс), но как-то прошло скользом мимо сознания. Не было, к сожалению в тех учебниках живой фактуры эпохи. А совсем недавно нашел я в макулатуре книжку "Документы истории Великой Французской Революции" (1990). И прямо зачитался. Там этой фактуры - читай не хочу. Для затравки приведу несколько цитат оттуда.

Декрет Конвента о репертуаре театров от 2 августа 1793 года: Ст.1. Считая с 4 числа сего месяца по первое сентября в парижских театрах, назначенных муниципалитетом, три раза в неделю будут представлятся трагедии о Бруте, Вильгельме Телле, Гае Гракхе и иные драматические пьесы, рассказывающие о славных событиях революции и о доблестных защитниках свободы. Один раз в неделю такая постановка будет даваться за счет Республики...

Ого! Звучит интригующе. Почитаем еще.

Донесение комиссаров Конвента, командированных в департамент Сена-и-Уаза 16 брюмера II года (6 ноября 1793 г.): Граждане и коллеги, мы торопимся представить вам отчет о гражданской миссии, которую мы только что выполнили в дистриктах Мант и Понтуаз... Во всех коммунах производится снятие колоколов, вскоре они будут доставлены в плавильню... Некоторые слабые люди еще дорожат своими прежними идолами, но все это вскоре пойдет на монетный двор. Мадонна из серебра, которой поклонялись в Понтуазе, будет перелита на экю, чтобы питать защитников свободы за счет исчадий суеверия... Во время нашего пребывания один гражданин по имени Лепренс пригласил нас на церемонию по случаю рождения своего сына. Мы последовали в коммунальный дом, сопровождаемые звуками патриотической музыки и криками: "Да здравствует Республика! Да здравствует Конвент!" Мы дали ребенку имя Брут-Кассий... Затем мы обратились к народу с патриотическими речами. И сейчас еще наши сердца преисполнены трогательных чувств, которые вызвали в нас пламенная любовь к свободе и ненависть к тиранам, высказанные этим добрым народом. Привет и братство, Ж.М.Мюссе, Ш.Делакруа.

Ну и фантасмагория! Причем до боли знакомая. Вот у кого учились наши большевики! Еще одна цитата.

Описание праздника Свободы и искусств 9 термидора VI года (газета "Монитер" от 27 июля 1798 г.). Министр внутренних дел утвердил следующую программу праздника Свободы. Этот праздник, и без того прекрасный для каждого француза, будет украшен еще больше триумфальным ввозом в Париж произведений искусства, собранных в Италии. Пальма, банановое, кокосовое и дынное дерево, вывезенные гражданином Боденом с острова Тринидад, будут осенять процессию. Сопровождать ее будут звери, привезенные из раскаленных пустынь Африки и из ледяных стран Севера.

9 термидора в девять часов утра все граждане, назначенные для участия в кортеже, который будет сопровождать античные памятники и иные наши трофеи, собираются на левом берегу Сены у здания Музея естественной истории. Повозки с установленными на них памятниками должны выстроится в порядке, как им предписано. Движение откроют кавалерийский отряд и военный оркестр. Кортеж будет разделен на три большие группы.

Впереди понесут знамя с надписью "Естественная история". За ним пойдут профессора музея, студенты и любители. Затем идет колонна со знаменем "Науки и искусства поддерживают и украшают свободу". С пением патриотических песен идет хор музыкантов, следом - депутации представителей науки и искусства, артистов театров, библиотекарей, профессоров Коллеж де Франс. Последние несут на античном треножнике бюст Гомера и плакат с надписью "Семь городов оспаривают честь быть его родиной"...

Затем проследует знамя с надписью "Памятники античной скульптуры" и "Греция их уступила; Рим их потерял; дважды менялась их судьба, она не изменится боле!" Вслед за повозками защитники Родины понесут античный бюст Юния Брута. Алтарь, на котором он будет водружен, должен быть украшен строками из Тацита "Вначале Римом правили цари. Юний Брут дал ему свободу и Республику". Вслед за бюстом Брута пойдут комиссары, направлявшиеся правительством в Италию для поиска произведений науки и искусства, в руках они понесут лавровые венки...

В указанном порядке кортеж будет следовать по бульвару Инвалидов до Марсова поля. К моменту подхода процессии на трибуне их будет ждать министр внутренних дел. Алтарь Отчества будет украшен копиями статуй Аполлона и Муз. Участники кортежа встанут полукругом вокруг Алтаря Отечества, в центре которого будет установлен бюст Брута. Министр благодарит участников процессии, консерватория исполнит оду гражданина Лебрена на музыку на музыку гражданина Лесюера. Конец церемонии будет отмечен артиллерийскими залпами."

Честно сказать, когда первый раз читал - чуть со стула не упал от хохота. А потом призадумался. И даже как-то погрустнел. Так вот по чьму сценарию мы ходили в юности на первомайские демонстрации! Даже это оказалось не нашим "ноу-хау". Но каков Брут! Наверное впервые со времен падения Рима ему оказывались такие почести и где? - в варварской Галлии. Вот она ирония истории. Об общественном психозе говорит и следующие данные из города Ниоре за 1789-99 гг. За это время родилось 521 ребенок, из них революционное имя получили 52,9%. Самое популярное имя - Брут (24 мальчика), Эгалите (18)... Роза (40 девочек!) И сложись обстоятельства чуть иначе, мой отец вполне мог носить отчество Брутович. Всего лишь один штришок истории, заключающийся в том, что Ленин не столько любил античную историю, как историю самой Французской революции и вот уже на скрижалях нашей собственной революции мы видим имена не Брута, Гракха и Вильгельма Телля, а Робеспьера, Марата, Розы Люксембург и других. Эх, Россия, Россия. Красные скатерти, графины, заседания, пламенные речи, трибуны, комиссары, колонны демонстраций и даже предписанные постановки в театрах - все это в одночасье накрыло нашу страну в начале прошлого века...

Впрочем, не Россия тема данного очерка. Из приведенных выше цитат видно, как настойчиво новорожденная Французская Революция пыталась залезть в штанишки двухтысячелетней давности. Комиссары старались сделать все, чтобы представить дело так, будто та сама Римская Республика возродилась через века на новой почве как птица Феникс. Интересно отметить, что в этом направлении делались не только идеологические шаги, но и практические - в Италию, да и по всему миру, были посланы специальные уполномоченные собирать материалы античного характера - в основном бюсты, предметы и документы эпохи Республики (спустя полтора столетия нацисты подобным образом искали по всему миру копье Зигфрида и чашу Грааля). Впечатление, что началась новая эпоха, было так сильно, что начиная с 1792 было введено новое летоисчисление и новый календарь - наступила Республиканская Эра. Защитники революции и не подозревали, что по ее пятам уже идет ее Могильщик под коротким и сухим как выстрел словом - ИМПЕРИЯ. Подкрадывающийся монстр не мог не маскироваться в духе своего времени. Но если героями Революции был Марк и Луций Бруты вкупе с братьями Гракхами и Катоном, то героями Империума были их противники - Божественные Цезарь, Август и другие "плохие парни", "тираны" и "узурпаторы", "противники свободы". Что поделать - наступило время Кесарей. Вот об этом и поговорим - как античные образы использовались Наполеоном Бонапартом в политической пропаганде своего времени. Для коллекционера античных монет тут открывается множество крайне любопытных и, я бы даже сказал, поразительных фактов.

В качестве материала для такого анализа я взял коллекцию медалей Наполеона из каталога аукциона Rauch. Пойдем в хронологическом порядке и начнем с того же 1798 года, на котором мы остановились. Итак, медаль 1798 года "Признание Лигурии", которая посвящена политической деятельности Бонапарта в завоеванной Италии, которая нарезалась на куски лояльные Французской республики. Всмотримся в детали портрета. Наполеон здесь выглядит совершенно так же как на знаменитой картине "Аркольский мост". Длинные волосы, романтическая худоба - вот он военный гений Французской Республики! Должен признаться, еще до того как я стал собирать античные монеты, я воспринимал этот образ молодого Бонапарта как естественный для того времени и не видел никаких параллелей с Древним Римом. А теперь внимание! - бросим взгляд на редкий денарий Марка Юния Брута "Мартовские Иды". Тут нас ждет небольшое открытие. Оказывается такая манера выглядеть - всего лишь подражание "другу свободы" Бруту - мы видим тот же сухощавый профиль и по-республикански свободно ниспадающие волосы. Именно так должен выглядеть герой Революции - сурово, демократично и неподкупно. "Республика - как солнце! Тем хуже для тех, кто ее не видит!" - говорит главнокомандующий революционными войсками в Италии. Именно такой Бонапарт 13 вандемьера III г. (1795 г.) мог расстрелять картечью в упор толпу роялистов. Однако, постепенно времена менялись. На следующей медали 1802 года, посвященной "Восстановлению Культа", мы видим того же Бонапарта. Но теперь он уже не Герой Революции, а первый консул Республики. Как разительно изменилась его внешность! Волосы аккуратно подстрижены, холеное лицо, голый торс. Последнее обстоятельство знаменательно. Крен в сторону узурпации власти очевиден. Все меньше демократичности, все больше индивидуализма и подчеркивания исключительности своей личности. Больше всего Наполеон похож здесь на портреты Божественного Августа в те еще времена, когда он был Октавианом: та же аккуратность в прическе при некоторой демократичности (голова не покрыта венком), та же холеность и уверенность в себе, те же намеки на исключительность личности. Интересено также присмотреться к реверсу медали. После яростных лет борьбы с религией, срыванием колоколов и переплавкой их, превращением церквей в коммунальные дома, - здесь мы видим принципиальный идеологический поворот. Женщина слева символизирует Францию, она протягивает руку другой женщине, сидящей горестно на куче книг и крестов - очевидно Религии. На заднем фоне - Собор Парижской богоматери. Интересен также набор символов в центре композиции. Тут и гальский петух, символ Франции, и пучок молний, аттрибут Юпитера-Громовержца. Налицо какая-то петрушка, смешение разных стилей. Бонопартиская эпоха еще только ищет свои образы. Чувствуется тенденция к единоличной власти, но родимое пятно Революции еще видно. В целом композиция реверса не оригинальна - подобный сюжет часто можно встретить на античных имперских монетах, как, например, на этом денарии Адриана "RESTITVTORI HISPANIAE" - Император поднимает с колен Испанию. Уже одно то, что использован сюжет из имперской серии, говорит куда движется Франция. Уже в следующем 1803 году появляется медаль срывающая покров с тайных мыслей Наполеона. Венера! Символ Божественного Юлия! Сквозь маску первого консула стремительно проступают черты Императора. 28 флореаля (18 мая) 1804 года постановлением Сената "правительство Республики доверялось Императору, который примет титул Императора французов".

На медали мы видим жесткое застывшее лицо, как две капли похожее на лица императоров на римских денариях. Лавровый венок завершает композицию. На реверсе Сенат (слева) и Народ Франции (справа) поднимают на щите Императора. Переворот произошел, Республика погибла. Короткий период небывалой популярности Брута и других подобных героев закончился. По-видимому - навсегда. В Париже говорили, что началось все с того, что кто-то заметил - называть жену первого консула "гражданка Бонапарт" очень некрасиво. Стали называть старомодным "мадам". За "мадам" пришел "месье" и обращение "гражданин" как-то само собой вышло из употребления. Затем появились чулки и туфли вместо грубых мужских сапогов коммунаров. А однажды министр финансов Годен явился на официальный прием в напудренном парике. Все были шокированы - на пятнадцатом году после Революции это казалось неприличным. Но Годен доказал, что он разбирается не только в финансах. Парик получил шумное одобрение первого консула.

С этого момента всякая мысль во французском медальном деле исчезает. Все сюжеты прямолинейно копируются с римских имперских монет. Давайте убедимся в этом. Слева представлен реверс медали 1805 года "NAPOLEO GALLORVM IMPERATOR ITALIAE REX" - "Наполеон - гальский император и итальянский король". Италия увенчивает Императора королевской короной. Такая композиция часто встречается среди римских монет, правда обычно императора увенчивает Виктория. Вот хотя бы как на этом денарии Траяна по поводу победы в дакийской войне. Правда, Наполеон стоит в гражданской тоге, а Траян - в доспехах, что должно означать по-видимому мирное присоединение Италии.

Еще одна медаль того же года, на которой изображен Наполеон в образе римского Императора, в прявой вытянутой руке - Виктория, в левой - штандарт. Это стандартный сюжет на римском денарии. Обычно в такой конфигурации римляне изображали богиню Рому или бога войны Марса (справа представлен Марс). Очевидно, что медальеры Бонапарта не особенно утруждали себя выдумыванием сюжетов. Они просто открывали каталог римских монет и черпали фантазию у древних. Чем чаще они так поступали, тем прямолинейней становилось копирование.

Вот очередная медаль 1805 года, выпущенная по поводу захвата французами Вены (канун Аустерлица). Как можно заметить - копируются не только образы, но сама стилистика новой Империи. Читаем на аверсе: "NAPOLEO I. GALL. IMP. ITAL. REX. GERMANICVS. RVTHENICVS.", на реверсе "VINDOBONA CAPTA". Здесь заботливо воссоздается все - от титулатуры Императора (Траян Германикус Парфикус) до короткой и хлесткой фразы на латинском "Вена захвачена!" (сравните с траяновской "DACIA CAPTA"). Сама Вена сидит в грустной позе, на заднем плане трофеи, среди которых выделяется щит с двуглавым орлом. Надо признать - для тех, кто никогда не видел денарий Домициана "GERMANIA CAPTA", фигура женщины и вся композиция показались бы выполненными с несомненым мастерством и высокохудожественно. Но после того, как я увидел римский денарий, я больше не могу воспринимать эту медаль иначе как отвратительный плагиат, в котором даже и намека нет на ссылку к древним римлянам. О, эта наглая машинная эпоха, что так жадно эксплуатировала талант древних!

Еще пара примеров. Слева реверс медали "COLONNE DE LA GRAND ARMEE", которая как две капли похожа на памятник совсем другой армии. После труднейшей кампании в Дакии Траян возвел в Риме фантастический по красоте памятник воинской доблести и отчеканил по этому поводу монеты. А вот медаль по поводу победы под Иеной над пруссаками в 1806 году. Пруссаки потерпели полное поражение и были изрублены в капусту. На первый взгляд реверс французской медали впечатляет - сам Император мчится на коне подобно Георгию Победоносцу, а неприятель падает ниц, пораженный таким явлением. Над всей композицией реет наполеоновский орел - символ его государства. Выглядит все исключительно художественно. В какой-то момент даже веришь - вот он, взлет бонапартиского искусства! Но нет, - полистав каталог, можно сразу же обнаружить, что эта медаль не более чем копия сестерция Траяна (справа). Скопировано все, вплоть до мелких деталей, таких как положение ног коня, поза наезника, трагические фигуры павших. Единственное, что добавил медальер, - это немного больше трупов, да реющего в небесах орла. Прелестно!

Если кто-то, читая данный опус, подумал, что обирались только римляне, то он глубоко ошибается. Обиралось ВСЕ античное искусство. Приведу в качестве примера пару наполеоновских медалей. Первая медаль все того же 1806 года посвящена захвату Неаполя. Уверен - у любого собирателя древнегреческих монет сердце мгновенно ёкнуло. Да это же... Да, именно! Знаменитый серебряный номос из Неаполиса с Вулканом в виде быка с человеческой головой. Впрочем, в данном случае медальер и не скрывает связи с Неаполем, поэтому медаль выглядит уместной. Второй пример просто поразителен по циничности. Перед вами медаль 1814 года - последние недели Империи, последние сражения, последние медали. Боевые действия идут уже на территории самой Франции. В этот момент выпускается медаль общеимперского содержания, на которой изображен официальный символ, если хотите ГЕРБ наполеоновской Франции - орел на пучке молний. Орлов в истории было множество, бывало часто и одинаковых по форме, как например русский и австрийский двуглавые орлы. Но стилистика их ВСЕГДА была разной и спутать их было трудно. А теперь положим рядом с этим бонопартистким пернатым любую птолемеевскую тетрадрахму, ну хоть бы вот эту - Птолемея II Филадельфа. Тщательность, с которой скопирован символ птолемевской монархии поражает. Тот же турнеболт Зевса, то же оперение, фигура и взгляд орла (обратите внимание на положение правого крайнего когтя на правой ноге птички). Ну не стыдно ли господа бонопартисты после всего!? Вопрос риторический разумеется.

Просматривая каталог, я обнаружил только один-единственный раз, когда рука наполеоновского медальера дрогнула. Медаль 1812 года называется "Grand Armee aux Volga" - "Великая армия на Волге". Посмотрите на нее (выше). Внимательный глаз может обнаружить здесь много смешного. Во-первых, крайне нетрадиционное изображение бога реки. Обычно это лежащий на боку бородач с кувшином из которого льется вода. Так изображали реки римляне (Дунай, Рейн), так изображали форсирование водных преград французы. Вот, например, медаль "Французские войска форсируют Рааб" (слева) - тут все понятно, идеальная копия с денария Траяна "DANVVIVS" (справа). Бог реки лежит, а французский штандарт уже воткнут. Что же происходит на верхней медали не очень понятно. Дух Волги изображен в крайне неудобной, я бы сказал "неантичной" позе (уверяю вас - так древние человеческое тело не изображали). Почему он спиной к зрителю? от кого он прячется? кому он дает знать рукой? И почему штандарт стоит так неуверенно в камышах, так что от самого камыша его отличить не просто. В конце концов, что это за животина выглядывает из воды? Крокодил!!??? И почему он улыбается!!!!!????? Похоже резчик был в таком тумане относительно деталей кампании в России, что он полностью растерялся. И весь этот туман выплеснулся в невнятность композиции. В антике он вероятно опоры не нашел - римляне не ходили воевать в Скифию. Египетский крокодил только усугубил юмор ситуации. Похоже наше предки хорошо озадачили Grand Armee. Знай наших! На такой оптимистической ноте и заканчиваю.



на главную

\x{0420}\x{0435}\x{0439}\x{0442}\x{0438}\x{043D}\x{0433}@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100