на главную


Экскурсия на Форум Траяна

1 января 112 года в Риме произошло знаменательное событие. В этот день был открыт последний из серии имперских форумов - Форум Траяна. Очередное творение Аполлодория занимало площадь 185 на 300 метров - почти столько же, сколько все остальные форумы вместе взятые. Ничего подобного римляне не видели ни до, ни после эпохи Траяна - настолько прекрасным получился этот комплекс. В него входили собственно Форум (FORVM TRAIANI), Базилика Ульпия (BASILICA VLPIA), Имперская Библиотека Траяна (BIBLIOTHECA VLPIA) и, наконец, Колонна (COLVMNA). Позднее, уже после смерти императора, комплекс был дополнен Храмом Божественного Траяна (TEMPLVM DIVI TRAIANI). На схеме справа хорошо видно, что Форум Траяна располагался между форумами Юлия Цезаря и Августа с юга комплексом Atrium Libertatis с севера. С востока он подпирался рынком Траяна (MERCATVS TRAIANI) - еще одним знаменательным сооружением древнего Рима. Группа зданий вытянулась вдоль линии, почти соосной направлению юг-север. По замыслу архитектора и самого Траяна, комплекс должен был в концентрированной форме представлять достижения эпохи Траяна. Прежде всего, сюда входит покорение в двух войнах упрямой Дакии и устранение угрозы вторжения варваров из-за Дуная. Во-вторых, сооружение служило цели усиления культа личности Траяна - здесь были представленны его родители, соратники, выдающиеся полководцы дакийской кампании. Нашлось место и проигравшим - по замыслу Аполлодория все кариатиды были представленны фигурами даков и их союзников. В третьих, было организовано хранилище для архива Траяна. За время войн и активной государственной деятельности накопилось множество документов, которые имело смысл выделить в отдельное хранилище, подчеркивая таким образом значимость времени правления Траяна для всего римского мира. После смерти Императора Форум стал его последним прибежищем, то есть комплекс выполнял роль и мавзолея.

Как это не прискорбно сознавать, но до нашего времени чудесным образом дошло лишь одно сооружение из всего комплекса - Колонна. Конечно же - это жемчужина, главная смысловая ось всей композиции. И поразительно, что именно она пережила все перепитеи истории. Тем не менее, то, что утрачено по-видимому было не менее прекрасно. Более того, Колонна была сконструирована именно так, чтобы быть гармонично воспринимаемой именно в окружении других строений комплекса Траяна. Оставшись одна, Колонна осиротела и выгладет почти нелепо - где-то вверху навиваются витки спирали с рассказом о войне в Дакии, но разглядывать их некому. Она - как книга, потерявшая своего читателя. На представленном слева современном фото с птичьего полета Колонна стоит в лесах. Мы видим, что от Базилики остались лишь несколько огрызков колонн, а от Форума - вообще ничего. Правое крыло Форума было круглым и идеально вписывалось в вогнутый профиль Рынка Траяна (на фото - внизу справа). В 30-е года Муссолини проложил поперек территории Форума Via dei Fori Imperiali, которая обезобразила и исказила древние пропорции данной территории. Кстати сказать, раскопки, которые сопровождали строительство шоссе, проводились хаотично и практически не были задокументированы - одному богу известно, что там было найдено. Как бы то ни было, подготовил участок под будущее строительство Домициан, намереваясь возвести тут нечто поражающее воображение. Он даже позволил себе немыслимое - северная часть Форума Августа была отсечена и присоединена к плану строительсва. Планам, однако, осуществиться не было суждено - Домициан в результате заговора был убит. Так сама судьба расчистила путь для Траяна. Как мы уже говорили, осью всей композиции по замыслу Аполлодория должна была служить Колонна. Мало того, что все было продумано так, чтобы наилучшим образом рассматривать сцены сражений. Но и сама Колонна служила великолепным местом для обзора - фото слева дает некоторое представление как бы выглядел Форум для наблюдателя с Колонны (фото, очевидно, сделано не с самой верхней точки Колонны).

Итак, давайте совершим вооброжаемую экскурсию по Форуму Траяна и попробуем поймать те чувства, которые испытывали древние римляне, когда ходили туда. В этом нам помогут нумизматические источники; остатки скульптур и композиций Форума; кадр из фильма "Гладиатор". Особенно хочется отметить художественные реконструкции, искуссно выполненые немецким художником Гильбертом Горски (Gilbert Gorski). Эти иллюстрации взяты из свежей монографии о Траяне, написанной на немецком языке - Annette Nunnerich-Asmus "Traian: une kaiser der superlative am beginn einer umbruchzeit?", 2002 . Да простят меня автор книги и сам художник, если нарушаются их авторские права, но такую красоту держать запертой в малоизвестной монографии на немецком - преступление перед человечеством!

На схеме Форума я провел красную кривую - это маршрут нашей экскурсии. Буквами обозначены точки, из которых мы будем производить обзор и обсуждать увиденное. Наш путь начинается на площади около Форума Августа - прямо напротив южного входа на Форум Траяна. К сожалению, Г.Горски не предоставил картины вида с этой точки (точка А), но зато мы точно знаем как он выглядел - именно этот вход изображен на знаменитом аурее Траяна (фото слева). Перед нами стена из мрамора, имеющая лишь один проход внутрь по центру. На монете мы видим шесть колонн, в реальности их было очевидно больше, потому что длина этой стены была около 100 метров. Вершина стены богато декорирована - можно заметить квадригу (а возможно лошадей даже шесть!), по бокам стоят скульптуры солдат, викторий, трофеи. Странным образом, мне показалось, что что-то подобное было показано на одном из кадров фильма "Гладиатор" (фото справа). Посмотрите на здание справа - очевидно, что при его "разрисовке" использовались мотивы южного входа на Форум Траяна. Хотя, совершенно понятно, что данное здание не есть сам Форум - улица упирается в Колизей, который находился в некотором отдалении от комплекса Траяна. Здесь же мы видим статую Августа, конную статую Марка Аврелия и на конец статую самого Траяна (он к нам спиной). Почему создатели фильма расположили их тут, а не на соответствующих им местах - оставим на их совести. Тем не менее, стоит запомнить размеры памятника Траяну - они приблизительно соответствуют реальности. Пойдем дальше.

Войдем внутрь. Перед нами открывается чудесный вид на огромную площадь размером 100 на 120 метров (точка B нашего маршрута). Именно здесь стоял император Констанций II в 357 году, пораженный открывшимся ему видом (видимо в то время этот комплекс еще поддерживался в порядке). Он впервые посетил Рим и был просто раздавлен красотой и мощью "старого" Рима. Вот что пишет историк Аммиан Марцеллин: Когда император пришел на форум Траяна, это единственное в мире сооружение, достойное, как я полагаю, удивлению богов, он остолбенел от изумления, обводя взором гигантские творения, которые словапи описать невозможно и которые никогда еще не будут созданы смертными людьми. Не имея никакой надежды воздвигнуть что-нибудь подобное, Констанций сказал, что хочет и может воспроизвести только коня, на котором красуется фигура Траяна посреди парадной площади. Стоявший около императора персидский царевич Ормизда заметил со свойственной его народу остроумием: "Сначала прикажи, император, построить столь же великолепную конюшню, если это возможно; конь, которого ты собираешся сделать, должен ступать столь же широко, как и тот который перед нами". И это при том, что Констанций и Ормизда прибыли не откуда-нибудь, а из Константинополя! Им было от чего замереть - площадь была выложена плитами из полированного белого мрамора (художник совершенно верно отображает детали комплекса, которые точно установленны). Прямо перед нами, в центре площади, располагалась гигантская конная статуя самого Императора Траяна. Она к сожалению не сохранилась, но была определенно выше аналогичной статуи Марка Аврелия. Сама композиция фигуры известна, она изображена на монетах, например на этом денарии из моей коллекции. Траян здесь держит то ли копье, то ли что-то похожее на вексиллум (более вероятно). Вдали, за спиной всадника, располагается Базилика Ульпия - портик, поддерживаемый несколькими рядами колонн. На представленном справа аурее изображено как она выглядела во времена Траяна. Надо признать, художник изобразил ее достаточно точно. На вершине можно видеть квадригу с несущейся Викторией, по бокам аналогичные скульптуры двух биг. Базилика имела три прохода внутрь. Колонны, поддерживающие портик, были выполнены из серого египетского гранита. Центральный вход, конная статуя и вход на Форум составляли одну линию. Назначение площади Форума многогранно - здесь могли назначаться деловые встречи, проводиться собрания, просто гуляния. Известно, что когда Марк Аврелий нуждался в средствах на проведение парфянской кампании, он устроил здесь расподажу определенного имперского имущества с аукциона. Вход сюда был свободным. Продолжим свой путь.

Пересекаем прощадь форума и входим в крытую галерею шириной примерно 12 метров (точка С нашего маршрута). Здесь пол выложен плитами из желтого и белого мрамора. По краям галереи стояли статуи наиболее отличившихся во время войны в Дакии солдат и офицеров. Но не только, - представители поверженной стороны тоже были представленны тут, одна из таких сохранившихся статуй высотой три метра представленна на фото справа. Здесь же в глубине были выбиты в камне наименования подразделений, принимавших участие в тех войнах. Хотя художник совершенно точно воспроизвел интерьер помещения (он известен из археологических находок), сами статуи вызывают некоторые сомнения. Еще раз подчеркнем - здесь должны были стоять скульптуры на тему дакийской кампании. Далее мы идем вдоль крытой галереи вперед и входим внутрь Базилики Ульпии. Чтобы лучше рассмотреть тот вид, который открывается перед нами, давайте поднимемся по лестнице на второй уровень и бросим взгляд сверху. И опять - то что мы видим, заставляет замереть от восторга - Базилика представляет собой прямоугольное крытое помещение размерами 55 на 110 метров! Мы в точке D нашего маршрута. Как уже отмечалось, колонны здесь сделаны из специального материала - египетского гранита. Научный анализ показал, что добыт материал был из горы Клаудианус (Mons Clavdianvs), которая расположена на востоке Египта в пустыне. Это показывает как серьезно отнеслись к возведению этого комлекса имперские власти! Потолок высотой около 25 метров был отделан позолоченной бронзой. На вершине Базилики была выбита надпись: "OPTIME DE REPVBLICA MERITO DOMI FORISQVE" - "Лучшему [из императоров] за его беспримерную службу Республике дома и за рубужом".

Базилика выполняла еще одну функцию. Если мы присмотримся направо, то увидим в просвете Колонну Траяна. Именно так и было задуманно - просмотр событий на Колонне должен был осуществляться с галерей Базилики, охватывающей Колонну кольцом. Высота строения (около 25 метров) как раз позволяла сделать это. Но об этом чуть ниже. Внутри Базилики опять стояли статуи из дакийской кампании Траяна - тут же вероятнее всего был представлен главный враг Траяна - Децебал, или, по крайней мере, человек, который очень похож на него (на фото справа). Очевидно, что это пилеати (pileati), т.е. представитель дакийской элиты, отличительной особенностью которой было ношение фригийского колпака. Но не только пилеати были представленны тут - дакийские комати (comati) или простолюдины тоже были "антигероями" этого представления. На следующем фото (слева) показана часть кариатиды Базилики, выполненой в форме дака-комати. Обе последние скульптуры - из собрания петербургского Эрмитажа. Вот как разбросала судьба куски от Форума Траяна! Но печалиться рано - наша экскурсия продолжается. Мы спускаемся по лестнице вниз и выходим из Базилики на небольшой двор размером 16 на 25 метров, в центре которого высоко над головой взмывает знаменитая Колонна Траяна. Это единственный кусок всей композиции, сохранившийся до нашего времени! Ныне Колонна сиротливо высится среди пустоты и разглядеть то, что изображено на спирали практически невозможно. Но изначально Аполлодорий планировал сделать так, как показано на следующей реконструкции. Итак, судите сами - расстояние с галерей Базилики до Колонны было 8-10 метров. С другой стороны, известно, что ширина спирали - около 1.5 метров, т.е. все фигуры на Колонне изображены почти в человеческий рост. Отсюда мгновенно следует, что с галерей открывался идеальный вид - любой желающий мог подробно рассмотреть события дакийских войн, изображенные на Колонне. Причем, высота столпа (30 метров) идеально коррелировала с высотой Базилики (25 метров) - верхние эпизоды спирали можно было наблюдать с верхней галереи. Полная высота Колонны вместе с цоколем - 39 метра 83 сантиметра.

Колонна была торжественно открыта 12 мая 113 года, на полтора года позже открытия Форума. Она была увенчена стоящей фигурой самого Императора Траяна (ныне утерянной). К статуе наверху вела лестница, состоящая из 185 ступеней и освещаемая 42-мя отверстиями в стене. В статьях, посвященных войнам в Дакии, я подробно описываю расшифровку кадров с Колонны (смотри тут статью о первой и второй войне). Необходимо отметить, что состояние этого сооружения стремительно ухудшается - выхлопные газы автомобилей (а Рим очень загазованный город) наносят непоправимый урон материалу Колонны. Можно сказать точно, что за последние 50 лет ее состояние ухудшилось гораздо больше, чем за предыдущие 1850 лет. Кроме того, она потихоньку начинает отклонятся от вертикального положения и надо предпринять меры к ее выравниванию. Вообще удивительно, как Колонна пережила Вторую мировую войну, когда Рим жестоко бомбили как союзники, так и нацисты. Как бы то ни было - это одна из жемчужин исторического наследия и достояние всего человечества. Колонна покоится на небольшом постаменте-цоколе, декорированном барельефами на тему дакийских трофеев. Надпись на нем гласит: "SENATVS POPVLVSQVE ROMANVS IMP. CAESARI DIVI NERVAE F. NERVAE TRAIANO AVG. GERM. DACICO PONTIF. MAXIMO TRIB. POT. XVII IMP. VI COS VI P.P. AD DECLARANDVM QVANTAE ALTITVDINIS MONS ET LOCVS TANT IBVS SIT EGESTVS" - "Сенат и народ римский [воздвигли эту колонну] Императору Цезарю Нерве Траяну Августу, сыну божественного Нервы, Германскому, Дакийскому, Великому Понтифику, наделенному властью народного трибуна в 17-й раз, Императору в 6-й раз, Консулу в 6-й раз, Отцу Отечества, для того, чтобы было видно, какой высоты холм был срыт, чтобы освободить место для возведения этих столь значительных сооружений". Внутри находится небольшая комната - здесь после смерти Императора в золотой урне покоился прах Траяна. Таким образом, Колонна стала последним престанищем этого человека. С Колонной связано еще одно обстоятельство, до конца не разрешенное. Как известно, на прижизненных монетах Траяна Колонна изображалась немного другой (смотри фото денария). На монете можно заметить огромных орлов, стоящих на постаменте у основания Колонны. Понятно, что ни орлов, ни того места, где они могли быть прикреплены обнаружено не было. Это вызвало даже спекуляции, что существовала какая-то другая Колонна. Ну, конечно, самое простое - предположить, что бронзовых орлов похитили в темные времена. Кстати с Колонны исчезли не только орлы, но и оружие и амуниция легионеров и даков. Возможно также, что Аполлодорий просто не закончил до конца свое творение и предназначенные планом бронзовые атрибуты так и не появились на ней. Хотя на монетах, как это часто бывает, они отображались. Ну что же, двинемся дальше. В западном и восточном направлении от Колонны мы замечаем небольшие проходы внутрь. Эти двери ведут в Библиотеку Траяна. Существовало две секции библиотеки - проходим в ту, что налево (точка F на схеме). Здесь хранился архив Императора. В силу важности этого депозитария, для защиты от пожара стены были выложены кирпичом. На кирпичах существует отметка, что строительство библиотеки началось в 110 году. Как это обычно было в то время, два депозитария были нужны для документов на двух основных языках того времени - греческом и латинском. Согласно поздним источникам, стены библиотек были богато декорированы, вдоль них стояли статуи известных авторов древности. Мы видим, что художник изобразил статую Траяна, освящающего зал библиотеки, возможно он и прав. Точных данных - стоял ли здесь Император - не сохранилось. Вдоль стен располагаются собственно хранилища документов, в центре - столы, за которыми можно посидеть и почитать. Вся обстановка напоминает читальные залы современных библиотек. Понаблюдав немного за тем, как читатели тихо шелестят манускриптами, мы идем дальше - выйдя из билиотеки, мы попадаем в крытую галерею, двумя длинными рукавами уходящую направо и налево. Возможно здесь располагался знаменитый траянов барельеф длинной около 30 метров и высотой 3 метра. Два существенных куска из этого барельефа были позднее инкорпорированы в композицию Арки Константина. Все остальное было утеряно. Техника исполнения барельефа похожа на то, что мы видели на Колонне. Однако, все события здесь показанны синохронно меняющимися. Ниже приведен один из кусков этого произведения искусства. Сюжет - типичный для Колонны - Император на коне поражает варваров. Надпись "LIBERATORI VRBIS", скорее всего принадлежит уже Константину, а не Траяну. Как бы то ни было - утерянно слишком много, чтобы попытаться установить логику создание этого гигантского барельефа.

Наша экскурсия подходит к концу - мы приближаемся к наименее изученному строению в этом комплексе - Храму Божественного Траяна и Плотины. Был ли этот Храм в первоначальном плане Апполодория или он был построен по приказу Адриана для увековечения памяти Траяна и Плотины - все это не ясно. Возможно именно здесь были установленны статуи двух отцов Траяна - родного, Марка Ульпия Траяна, и приемного, Нервы. Среди развалин Форума был обнаружен только лишь обломок головы родного отца Траяна. Размер обломка говорит, что вся статуя должна была быть огромной. Впрочем, на одной из монет, аурее, изображены нос к носу Божественный Нерва и Божественный Траян. Как бы это ни было смешно, но Марк Траян и Нерва выглядят как братья. Впрочем, родного отца Траяна легко узнать - он без лаврового венка, - императором он никогда не был. Здесь наша экскурсия заканчивается. Задумчивые от увиденного, мы тихо покидаем комплекс Форума Траяна через северный выход. Две мысли прежде всего не дают покоя. Первая - как прекрасно творение человека, когда за дело берется одухотворенный мастер своего дела. И второе - как хрупко все человеческое в этом страшном мире! Позвоните своему отцу сегодня вечером.



на главную

\x{0420}\x{0435}\x{0439}\x{0442}\x{0438}\x{043D}\x{0433}@Mail.ru Rambler's Top100 Rambler's Top100